Анатолий Сергеевич Холодов, родился в 1949 году с городе Свердловске. В 1974 году окончил Архитектурный институт. В конце 70-х годов вместе с Вячеславом Ромашовым начинали заниматься офортом. Далее идее информация, взятая из юбилейного каталога, подаренного художником в августе 2012 года.


Для уже сложившегося у зрителя образа художника Анатолия Холодова, как худож­ника - графика, эта выставка несколько необычна. В основном на ней представлены живописные произведения.


Истоками обращения А. Холодова к живо­писи в конце 70-х можно считать переход архитектора на работу в тобольский худ­фонд и активное участие в его выставоч­ной деятельности. Уже тогда появляются его первые живописные работы: «Сибирский натюрморт», «Автопортрет», выполненные в русле традиций того времени, тематические натюрморты, довольно смелые по задачам. Но, будучи очарован офор­том, в след за В. Ромашовым, работав­шим тогда в Тобольске в этой технике, он всецело уходит в графику. В те годы именно этот вид изобразительного искусства более точно подходил его восприятию города, недаром одну из своих первых гра­фических серий А.Холодов называет«импрессион» - серией. Кроме того, тобольская тема совпадает и с тенденциями станковой графики того времени, в этот период в эстампе на смену ритмам больших городов все чаще приходит поэзия и тишина маленьких старинных городков. И художник надолго занимает свою нишу среди тобольских художников. Один за другим появляются его лирико-эпические и ретроспективные город­ские пейзажи в офорте, в легких, артистич­ных перовых рисунках. Хочется подчер­кнуть, что многие его гравюры отличаются и чисто живописным и качествами. В 1993 году А. Холодов вступает в Союз художников.


В 90-е кроме офорта художник экспери­ментирует с компьютерной графикой, зани­мается дизайном, а так же общественной деятельностью (с 1997 - председатель тобольского отделения СХ). В последние годы на городских выставках один за другим появляются небольшие, уже живописные пейзажи Холодова, в начале очевидные своей вторичностью к офортам.


Юбилейный для художника год стал пере­ломным в его творчестве. В живописи, как и в графике он верен избранной теме, теме города: многие работы посвящены Тобо­льску, это и декоративный диптих«Золотая муза», который сочетает чисто графический подход с повышенной цветностью живопис­ных элементов, это и триптих «Последняя сюита» - светлый реквием городу, его стаффажные фигурки и памятник Ленинуимеют очевидный социальный контекст. В композиции «Тобольск» художник и не старается уйти от графического прошлого, от образа архитектурного макета и с удовольствием «пересчи­тывает» дома тобольских улиц. Две, почти метафизические изоверсии Кремля населены бабочками и голубя­ми, хотя основным композиционным центром этих работ становятся растения чертополоха и одуванчика...


Анатолий Сергеевич пробует свои силы в широком цветовом диапазоне, на выставке представлены работы и со сближенной, почти монохромной цветовой гаммой (пейзажи«Белым-бело», «Забеле­ло»), и насыщенные цветом, яркие, экспрес­сивные (натюрморты«Накатило», «Полет над кустом сирени»), "ПМЖ". Художнику импони­руют многие кинематографические приемы, его привлекает раскадровка, дублирование, симультанное изображение, отсюда и фраг­ментарность, многочастность, серийность его произведений. Тобольский зритель помнит парадоксальный многочастный офорт«Натюрморт в интерьере» и вновь, но уже в живо­писи, вещный мир становится аллегорией человеческих взаимоотношений (натюрморте проросшей картошкой«Семейный», «Окурочек»). Многочастна и красива по колориту, продолжающая тему, начатую еще в 70-е годы, композиция с сюрреалистическими часами («Про... времечко»).


Часто художник обращается к автопортре­ту, на выставке представлены автопортреты с супругой, самоироничные «Автопортретики» (множество фрагментов автоизображений, объединенных в одну композицию) и автопор­трет«На грани», в котором соединены четыре разных эмоциональных состояния автора. Если первые являются своеобразным дневни­ком художника, то два последних относятся к личностному типу и характеризуются ярко выраженным психологизмом. Эти работы подчеркивают принадлежность автора к несколько эксцентричному, философскому поколению семидесятников.


Е. Швецова.