Меццо-тинто

Меццо-тинто (черная манера) – гравюра глубокой печати. Для создания печатной формы необходимо на медной пластине создать фактуру механическим способом, используя колесико от зажигалки. После чего на пластине, которая при оттиске дает глубокий черный цвет начинается колдовство автора. При помощи гладилок и шаберов поверхность превращается в ту мысль, которая была задумана на эскизе. Когда работа готова, ее набивают краской и аккуратно вытирают рукой. Дальше влажным листом накрываю печатную форму, и прокатывают на офортном станке. Результат работы остается на бумаге.

Первые 5 листов были созданы в начале 2002 года. Гравюра «Гадание»  вертикального формата была переработана в 2010 году. Было желание переосмыслить карточный вариант. Иногда гравюры подкрашиваются акварелью – традиционный прием для графики.



Меццо-тинто (черная манера), гравюра, которая впервые появилась в Англии в XVIIIвеке. Суть гравюры: создание печатной формы, постепенно отходя от черного.  Изучая замечательный учебник по офорту Звонцова, в разделе «Меццо-тинто» есть два приспособления для подготовки доски к гравированию: это качалка с мелкими зубцами и накатка связкой фрез (грубая). Качалка слишком медленно меняет фактуру медной доски (хотя «меццо» можно и на цинке). 

И очень скоро наступает прозрение, что подобные усилия могут ни к чему не привести. Качалка быстро утомляет. Накатывать фрезами мне не довелось, поэтому говорить про них не буду, а вот еще один способ, который довелось подглядеть на одной крупной выставке в манеже, приведу. Это создание гравюры на основе сухой иглы. Создается фактура мелкой сетки с помощью линейки и острого металла. После чего начинается работа шаберами. Но гравюра подобным способом не дает той роскошной фактуры. Хотя надо признать, что для каждой темы и фактура требуется иная.

    Изучая окружающий мир, было замечено, что колесико от зажигалки замечательно оставляет след на металле. Прекрасно понимая, что для кремня всегда будет замечательное кресало, попробовал закрепить его на штифт, закрепленный в удобную рукоятку от напильника. Получилась удобная накатка с хорошей производительностью. Доску 20х15 см можно закатать за минут 40. При накатке желательно иметь верхнее освещение. Позволяющее видеть не закатанные места. Когда накатка закончена, а эскизы, естественным образом давно готовы, так как без подробного эскиза начинать работать над гравюрой не желательно – вероятность неудачи очень большая. Поэтому обращаю внимание граверов на более основательную работу над эскизом, когда все задачи, акценты и нюансы уже расставлены. В первый день гравирования следует начинать с перевода рисунка: Это может быть простой зеркальный абрис. На доску, набитую и вытертую черной краской переноситься рисунок. Бумага хорошо забирает на себя часть краски, и белый рисунок хорошо виден при работе. На начальном этапе работы шабером и гладилкой мы определяем основные пятна светлого и темного, что бы потом начать их детальную проработку. Самые светлые места, дорабатываются гладилкой с машинным маслом.  Работу можно вести несколько дней, а в перерывах медную доску с краской можно опустить в воду, что бы на следующий день продолжить работу. Понятно, что нужно время от времени получать новый оттиск, что бы понимать на каком этапе находится процесс создания гравюры.  Так постепенно получается результат. После тиража доску необходимо промыть растворителем, чтобы не осталась в ней офортная краска и завернуть в бумагу, так как при хранении могут произойти повреждения печатной формы.