Мастер и Маргарита


Данная работа стоит отдельно от всего, что пришлось сделать в жизни. Она на столько поглотило автора во время его создания, что уже через много лет после окончания работы продолжает диктовать свои постулаты и приходится на них оглядываться. Фантастический роман захватил в начале 80-х годов, хотя о его существовании довелось узнать еще в 1970 году. Желание встретится с ним,  было большое. Первые эскизы были сделаны в 1988 году и отложены. Осознание не соответствия умения и содержания отодвинуло работу на 8 лет. В 1997 – 98 годах данная композиция из 9 листов была выполнена. Появление двух портретов произошло позже на полгода. Тайна взаимоотношений двух портретируемых, имевших между собой только один телефонный разговор необъяснима. Один  из них ценил талант другого, тайно посещал МХАТ, что бы посмотреть спектакль «Дни Турбинных» (15 раз). А в это время около театра стояла машина скорой помощи. Для зрителей то, что происходило на сцене, было шоком. Случались и обмороки.  Вероятно, многократные просмотры  сформировали определенное мнение о русской офицерской форме, и в 1943 году она вернулась к воевавшей армии. Говорят, что Сталин неоднократно вычеркивал Булгакова из расстрельных списков, ценя талант писателя. Большая вероятность, что он читал «Собачье сердце», которое читали большинство членов Политбюро.

        В 1999 году, после Рождества, выставка открылась в музее И.С. Тургенева. Много открытий и событий произошло. Первое – это выяснилось, что означает слово МАСТЕР. Лидия Валентиновна Иванова нашла в словаре Даля следующее объяснение: «В Орловской губернии, в середине XIX века слово мастер означало – толкователь Библейской истории». Дальше еще новости – дед Михаила Афанасьевича служил священником в конце XIX века в Сергиевской кладбищенской церкви города Орла – сейчас территория завода Текмаш. На закрытии выставки выступил актер Евгений Гаврилович Безрукавый. Ему в конце 80-х годов в Саратове пришлось играть роль Мастера в спектакле, который длился на протяжении двух дней. После него издатель «Вешних Вод» Александр Иванович Лысенко рассказывал, как он гулял по Орлу (в то время он был директором театра) со второй женой Булгакова - Любовью Евгеньевной Белозерской. В это время театр Тургенева ставил «Дни Турбинных». В 2000 году автору данной композиции довелось побывать в «Нехорошей квартире» № 50 в Москве. Все происходило по-булгаковски.  В субботний день я с друзьями оказался возле входа в музей. Надпись на входе гласила, что музей работает «по будням». Приехали впустую, подумали мы. Поднявшись на 4 этаж, где находились две квартиры № 50 – «Нехорошая» и № 51 – «Хорошая». Решили на прощание дотронуться до ручки двери и чудо, дверь сама открылась, а там полно посетителей. Ха-ха. Работникам музея был подарен каталог прошедшей выставки в Орле. По окончанию осмотра экспозиции был приятно удивлен просьбой подарить эту серию музею, что через определенное время, и было сделано. Очевидцы рассказывали, что видели ее на стенах музея.